Школьный наркопост
Цель работы: первичная профилактика социально-негативных явлений в среде учащихся.
Задачи:
- профилактика табакокурения, алкоголизма и наркозависимости;
- повышение значимости здорового образа жизни;
- формирование здорового образа жизни в среде школьников и негативного отношения к табакокурению, алкоголю, наркотикам;
- предоставление обучающимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека;
- ориентирование обучающихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни.
- диагностика (анкетирование, групповая, индивидуальная работа) обучающихся на предмет выявления лиц, склонных к аддитивному поведению;
- предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье;
- ориентирование обучающихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни.
Состав наркопоста осуществляет свою деятельность согласно направлениям:
- учебная работа, профилактическая работа;
- диагностическая работа;
- работа с родителями.
Формы организации антинаркотической работы:
- применение здоровьесберегающих технологий;
- проведения классных часов и родительских собраний;
- поиск и подготовка информации учащимися к беседам, тренингам, круглым столам.
- анкетирование;
- игры и упражнения;
- дискуссии;
- просветительские беседы;
- дни здоровья;
- встречи с медработниками;
- педагогическое наблюдение;
- конкурсы рисунков, плакатов;
- акции.
Рекомендация педагогам и родителям
1. Общайтесь друг с другом
Общение - основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку?
Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.
2. Выслушивайте друг друга
Умение слушать - основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает:
- быть внимательным к ребенку
- выслушивать его точку зрения
- уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним
- не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо. Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо не желательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются "тихими" в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным
Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или «Что ты об этом думаешь?»
3. Ставьте себя на его место
4. Проводите время вместе
5. Дружите с его друзьями
6. Помните, что ваш ребенок уникален
7. Подавайте пример
Типичные ошибки
Типичные ошибки родственников, которые способствуют развитию наркомании. Это анти-правила, т. е. то, чего делать ни в коем случае нельзя:
- Питать иллюзии, что вы сами сможете справиться с химической зависимостью близкого, что в состоянии его переделать
- Никогда не говорить с наркоманом о его зависимости, бояться его расстроить, бояться, что это может привести к скандалу, срыву
- Никогда не говорить ни с кем вне дома о наличии в семье наркомана, считая, что это стыдно, устраивать из этого семейную тайну, а людям, столкнувшимся с этим лгать и покрывать перед ними наркомана
- Строить семейные отношения так, что наркоман в них - центральное лицо, строить семейные планы, учитывая употребляет он или нет, стараться не приглашать друзей в дом, когда он в употреблении
- Опасаться доставить наркоману страдания и неудобства. Если он лежит пластом, испачкал грязью или рвотой свой лучший костюм, наделал долгов, не пошёл на работу или на учебу - приводить все БЕЗ НЕГО в порядок
- Решать все проблемы за него, думая, что он не годится для принятия ответственных решений, и что вы сами знаете как сделать лучше. Строить отношения так, что все другие члены семьи (даже младшие дети) должны вести себя более ответственно, потому что в семье наркоман
- Игнорировать проблемы всех остальных в семье, воспринимать их как нечто незначительное или как досадную помеху, относясь к ним в стиле: «Без тебя хватает забот»
- Свыкаться с агрессией наркомана, а временами и с насилием (моральным или физическим), объяснять младшим членам семьи, что взрослым разрешается иногда вести себя подобным образом, но дети будут наказаны, если начнут копировать взрослых.
- Позволять хим. зависимому управлять настроением близких: когда он счастлив - счастливы все, когда он в состоянии опьянения, агрессивен или полон жалости к себе - все подавлены и замкнуты
- Пытаться отвлечь от наркотиков, придумывать для него полезные и интересные занятия, хобби, развлечения, не расстраивать его, не нервировать, создать "условия" для того, чтобы не употреблял...
- Питать иллюзии, что главное в семье - удержать химически зависимого от грядущего употребления, останавливать его, препятствовать, а все остальное вторично